Сетевое железо - статьи

       

Причины и следствия


Технологии беспроводного локального доступа к интернету известны давно, но долгое время их использование ограничивалось пределами офисов, а главным их преимуществом считалась мобильность персонала и включение в сеть гостевых посетителей. Что же подвигло телекоммуникационных операторов на стремительное развертывание сетей Wi-Fi? Конечно же, проникновение интернет-технологий во все сферы жизни, а также успехи и вызванные ими новые проблемы передачи данных в сетях сотовых операторов. Одной из современных задач является доступ к интернет-ресурсам как из дома и офиса, так и из любой точки.

Для решения этой задачи используются самые различные технологии: ADSL, LMDS, GPRS, UMTS. GPRS долгое время считалась универсальным решением, и оборудование GPRS было внедрено практически во всех сотовых сетях. Однако первые результаты были достаточно скромными. Последующий анализ ошибок, допущенных при внедрении GPRS, позволил скорректировать их использование, и услуги на базе данной технологии обрели большую популярность.

Теперь сети перегружены трафиком передачи данных. Беспроводной мобильный доступ к интернету становится все более и более распространенным, и совершенно очевидно, что только с помощью GPRS проблему увеличения пропускной способности сетей не решить. Причем те абоненты, которые достаточно часто работают с системами пакетной передачи данных, могут подтвердить, что характер трафика можно определить очень четко. Места, в которых концентрируется трафик передачи данных, очевидны, как очевидны и временные закономерности возникновения пиков трафика и их перемещения по различным зонам сети.

На основе этого можно сделать следующие выводы:

  • очень часто доступ к интернету требуется в строго определенных местах;
  • обычно в этих местах необходимы именно высокоскоростные приложения;
  • для многих пользователей услуги GPRS востребованы именно из-за возможности глобального покрытия и доступности в любом месте - на даче, в дороге, в офисе партнеров, то есть там, где фактически невозможно применить другую технологию доступа к интернету.

  • В связи с этим возникла идея использовать WLAN для разгрузки GPRS-сетей и предоставления комбинированных услуг. Но уже на начальном этапе возникли проблемы, и первые установленные базовые станции отнюдь не были перегружены трафиком. Почему так происходит? Первая проблема - это отсутствие пользовательского оборудования у большинства абонентов.Есть и другие трудности, и в первую очередь, это ошибки, допускаемые при позиционировании hot-spot. Несмотря на первые успехи GPRS, одного анализа трафика сетей пакетной передачи явно не достаточно. При принятии решения о развертывании WLAN часто действует простая бизнес-логика: абонентам просто необходим доступ к интернету. Напрашивается вывод - базы WLAN нужно устанавливать во всех местах, где наблюдается скопление абонентов. Подобный принцип является верным, однако следует учитывать целый ряд факторов, которые могут повлиять на поведение будущих абонентов.Во-первых, в отличие от спроса на GPRS-услуги, спрос на WLAN формируется не только благодаря пользователям мобильного интернета, но и благодаря владельцам портативных компьютеров, которых гораздо меньше.Во-вторых, пользователи еще не достаточно информированы о достоинствах WLAN, не уверены в их информационной безопасности и из-за незначительной распространенности hot-spot сомневаются в их доступности там, где они могут понадобиться.В-третьих, существует определенная конкуренция со стороны более традиционных способов передачи данных - как проводных, так и мобильных.Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • отдельные островки WLAN большой роли не сыграют. Для потенциальных пользователей интересны сети, покрывающие всю страну;


  • сети должны работать под единой торговой маркой, обеспечивая пользователю качество услуг, безопасность, гибкую оплату и возможность пользоваться единым счетом в разных городах;


  • необходимо развертывать WLAN в хорошо продуманных местах, причем в этом случае принципиально важны и анализ трафика GPRS, и проработка бизнес-модели, и маркетинговые исследования.




  • Подход, основанный исключительно на принципе привлечения максимального количества абонентов, может в ряде случаев не работать. Понятно, что для организации "последней мили" для одного микрайона не нужно строить сеть в масштабах страны. Но WLAN-сети, построенные на перечисленных принципах, более конкурентоспособны и могут занять свою рыночную нишу как для местных абонентов, так и для тех, кто пользуется услугами роуминга. Это огромный потенциал для сотовых и национальных телекоммуникационных операторов. Кроме того, у этих компаний есть хорошо узнаваемый бренд и налаженная система сбыта, а также отработанная модель партнерских отношений, что создает для подобных фирм дополнительные конкурентные преимущества при развертывании нового бизнеса.

    Комплексный подход - важнейший аспект в построении WLAN-сети, ведь для конечного пользователя важен целый ряд характеристик: простота, надежность, удобство, гибкость расчетов с оператором и др.В свою очередь, оператор сотовой сети, внедряя вторую систему радиодоступа, стремится минимизировать свои инвестиции и уменьшить затраты на эксплуатацию системы. Не каждая система WLAN удовлетворяет вышеуказанным требованиям.

    Комплексное решение GSM/WLAN



    Содержание раздела